Чемпионат России по ралли  -  Ирина КОЛОМЕЙЦЕВА: Жить, не зажимая себя
  
  
  
  
  
  
  




Главная
Документы
Этапы
Команды
Положение
Зрителям
Наши тесты
Фотогалерея
Видео
Форум
Архив
Купить и продать
Баннер
Ирина КОЛОМЕЙЦЕВА: Жить, не зажимая себя
090429-ik-0-100.jpgЭтот материал готовился для журнала «Автомобили» и был опубликован в номере за январь 2009 г. («Он разбил мечту моего детства»). Теперь, по прошествии времени — мы имеем право опубликовать интервью с действующей чемпионкой России, штурманом Ириной КОЛОМЕЙЦЕВОЙ в полном, а не сокращенном журнальном формате. А заодно и поздравить ее с недавно прошедшим юбилеем! Интервью готовилось в декабре 2008 года и мы не стали вносить «временные корректировки» — они все равно были бы не значительны. Но уточним, что когда называются этапы — это этапы уже минувшего года. Итак…

 

 

     090429-ik-150v-2.jpg    Встретив эту стройную девушку в аэропорту с кубком в ручной клади, предположишь что угодно: гимнастика, легкая атлетика… Вряд ли в голову придет, что она — владелица собственной гоночной команды, чемпионка сразу двух стран по авторалли. Украины в 2007, России — в 2008. А в аэропортах она — частая гостья: гонка идет за гонкой… Вот и мы, после месяца попыток встретиться (от которых никто не отказывался, но — все никак «не срасталось») поймали одесситку Ирину КОЛОМЕЙЦЕВУ лишь в одном из кафе зала вылетов московского «Домодедово».

 

Беседовали: Антон БОРИСЕНКО, Наталья ВОЙЦЕХОВСКАЯ

ФОТО: Павла НИЗКИНА, Анатолия КОЖАРИНА,

Александра НАХАПЕТОВА, Лины АРНАУТОВОЙ

и из личного архива Ирины КОЛОМЕЙЦЕВОЙ.

 

 

       Как началось увлечение, которое, как ни крути — для женщины обычным не назвать?

 

       Я с детства бесконечно увлечена автомобилями! Самым интересным занятием было — наблюдать, как отец и дед возятся с нашим старым «Москвичом». Могла наблюдать бесконечное количество времени, даже не переминаясь с ноги на ногу, чем сильно удивляла маму, да и остальных во 090429-ik-200hs.jpgдворе. А вот в автоспорт пришла случайно — я просто не знала, что у нас в Украине он есть. В Киеве семь лет назад случайно увидела старт ралли «Столица» — и буквально сошла с ума: как я жила-то без всего этого? Тогда и пообещала себе — оказаться в этой самой спортивной машине, попробовать, что это такое. Вернулась в Одессу — сразу же начала искать представительство Федерации, спортсменов. Познакомилась с человеком, который тоже хотел ехать в спорте. В итоге поехали как экипаж — оба впервые. Я свою первую гонку запомню на всю жизнь! Руки дрожат, ничего не понимаю — что к чему прибавлять, что считать… Человек-то я ответственный — не хочется ошибиться в данной ситуации. Мы отъездили год, потом он принял решение, что с него гонок хватит, а я вот — осталась.

 

                Но сегодня это уже не просто пребывание в спортивном автомобиле. Это — и работа в национальной Федерации, и собственная команда… Зачем? Ведь можно было просто ездить и получать удовольствие для себя…

 

                Когда я что-то вот так, по-настоящему люблю, как автоспорт — я всегда перфекционист, я хочу это делать хорошо. Почему команда? Когда рядом со мной есть люди — я очень многих за собой тяну всегда, редко от них отказываясь. Возможно, своя команда в Украине — это и личные амбиции. Но не просто тщеславие — быть женщиной, у которой есть команда, когда остальные владельцы — мужики. Нет, тут много чувств намешано! Да, лично я состоялась как штурман, но хочется создать что-то, что будет жить вне зависимости от того, захочу я заниматься дальше штурманским делом или нет. А федерация… мне позвонили и спросили — хочу ли я что-нибудь сделать для украинского спорта в целом. Хочу! Украина в вопросах автоспорта достаточно закрыта, мало кто ездит за рубеж, привозя опыт. А я попала в Россию, много общалась со спортсменами, очень многое для себя поняла. Вот и пыталась передать это. Но менталитет часто таков, что плохи все, кто хоть что-то делает. Плохое ли, хорошее — все равно тебе будут перетирать кости, выливать всякую грязь. Когда-то я пришла с большими наивными глазами, будучи убежденной, что все люди вокруг меня — замечательные. Они ведь настолько увлечены, настолько любят спорт, что априори не могут быть плохими! Через пару лет произошел жесткий перелом в понимании… Я даже на какое-то время прекратила ездить, никак не могла это все принять. Сидела в офисе, рыдала, смотря фото на спортивных сайтах! И поняла, что так люблю этот спорт, что мне без разницы, кто там и какой! Не живу я без этого! Даже если в 2009 г наша команда вообще не будет представлена в чемпионате Украины, я все равно буду помогать развивать этот спорт.

 

       090429-ik-150v-4lsp.jpgА в российском чемпионате — что тебя радовало, и что раздражало?

 

       Новые дорожки и соперники, все очень интересно, многое раньше просто не видела! Честно говоря — на голову выше всего, что я на Украине видела. Увидела снег, по которому, оказывается — можно еще и ездить достаточно быстро. Понравился состав соперников. Здесь есть люди, едущие на европейском уровне! Хотя, как и в Украине, в России — есть несколько топ-пилотов, и остальные, которые к ним подтягиваются. А раздражали недочеты, когда организаторы не задумывались о спортсменах. Да, когда организатор делает гонку — ему по большому счету-то… не до спортсменов, мы — просто некая часть антуража! Но все же стоит думать, строить логистику гонки удобнее. Иногда меня откровенно удивляли и дороги. В «домашних» гонках я кричала и плевалась, что нельзя такие «танковые» дороги делать, а тут — Выборг… Я была в шоке, приехала с гонки — и неделю кости в кучу не могла собрать, внутренние органы расставить, как им положено! Но такого, чтобы что-то в принципе не нравилось — пока рановато мне говорить на эти темы. И не из-за какой-то дипломатичности, таковой у меня нет, и не будет — что имею в душе, то и говорю! Просто не во всем разобралась еще сама, можно считать, что год был «пристрелочный».

 

        Многие зачастую ворчат, что в нашем чемпионате все себе на уме, закрытые, что ему не хватает человеческих отношений. Что правят конкуренция и деньги…

 

         Чувствую это порой и я… Все достаточно амбициозны, все борются за титулы, у людей не остается возможности подумать, что кто-то — просто нормальный парень, с ним можно посидеть и поговорить за жизнь… Я сама готова бороться до последнего с каждым из соперников, и в гонке я их «как людей» не расцениваю — это мои конкуренты, и все тут. Но при этом мне очень интересно вне трассы говорить с человеком, смотреть, какой он есть. Это ведь самое интересное! И вовсе не в том смысле, что это можно использовать, ведь и так все знают недостатки друг друга в спорте… Что Желудов заводится, что Жигунов заводится, в какой ситуации кто и как может еще завестись — все друг друга давно просчитали.

          А вот дискомфорт от этого? Наверное — нет… Я и так собрала вокруг себя людей, с которыми нормально делиться эмоциями… а если кто-то другой не готов — это уже его вопрос все-таки.

 

Как сложился ваш союз с Желудовым?

 

              Приписывают, что мы на «Ялте» познакомились, придумывают какие-то наши отношения, но все предельно просто. Штурман Валерия Горбаня, Женя Леонов — приехал в Москву, к своему приятелю Саше Желудову. Выяснилось, что тот искал нового штурмана. Женя порекомендовал меня, Саша позвонил, мы встретились — и решили попробовать. Присмотрелись друг к другу — и поехали… Вот и все тайны!

 

              090429-ik-120vr-2.jpgКак удается совмещать программу гонок и бизнес?

 

            Когда я приезжаю домой — меня спрашивают, «Ой, Ира, ты в Одессе?» — я говорю «Да… проездом…». Естественно, возможности заниматься нашим семейным бизнесом, как прежде плотно — у меня сейчас нет. Я рада, что он стал уже таким, что не требует постоянного присутствия — я уже могу себе это позволить.

 

           Вспоминаешь ли какой-то из своих спортивных автомобилей с особыми чувствами?

 

          Всегда любила и люблю Subaru, и на ралли впервые выехала на Impreza GT. Но самые теплые ощущения оставил первый спортивный автомобиль, который был куплен лично мной — ВАЗ-21124. И до сих пор считаю, что это прекрасный автомобиль — ВАЗ-2112, как сейчас у Бакулина. Да, его «больное» место — мотор, никто никогда не мог сделать его надежным. Но это — разумный «А-групповый» автомобиль, прощающий многие вещи в пилотировании. Мне кажется, что это очень толковая машина, а ведь я в основном-то раньше и ездила на «моноприводе».

 

         090429-ik-1-200-hsek.jpg Ты «закрепила» за собой место штурмана? Или это «пока», а потом — все-таки в пилоты?

 

          В начале просто не было возможности стать пилотом. Я года четыре лелеяла мечту, что сяду «слева». Осознанно к этому шла, училась ездить — и не безрезультатно. Каждый год все шло к тому, чтобы сесть в руль, но выходило, что «именно сейчас лучше» остаться штурманом. А потом я попала к Желудову… И посмотрела, как человек ездит! Нет, он даже не ездит! Он играет с автомобилем! Мне кажется, что он может с машиной сделать все, что хочет! Саша не на голову выше того, что я когда-либо видела, а на пять голов! Проехав две гонки с Желудовым, сказала ему: «Знаешь, ты разбил мечту моего детства! Я хотела быть пилотом, а теперь — не хочу. Лучше быть хорошим штурманом у быстрого пилота, чем статистом на фоне таких! И просто надеяться на то, что меня заметят потому, что я девочка — не хочу!». Я никогда не достигну тех высот, как люди, которых я здесь уже видела, а уровень «приезжать пятым»… Я попробовала, что такое побеждать, и теперь «статистически» доезжать, просто числиться в протоколах — это уже не мое! Ведь есть возможность выехать на любой трек мира и с удовольствием поноситься до какого угодно состояния, получить полное удовольствие — но при этом не испытывать разочарование, что я не могу быть такой быстрой, как некоторые могут.

 

           Как удается сочетать такую эмоциональность и холодную голову, необходимую штурману?

 

        090429-ik-200v.jpgНаверное — это какой-то уже определенный уровень профессионализма: я в гонке-то совершенно другая! Уже в России некоторые люди, которые пока не знают меня так, как на Украине — задавали мне вопрос — а ты всегда такая спокойная? У меня челюсть отпала — это я-то спокойная?! Но когда просыпаюсь с утра перед стартом — как тумблер какой-то в голове переключается. Настрой исключительно на работу, на то, чтобы быть спокойной. Особенно рядом с Желудовым: он любит, чтобы все звучало очень четко, спокойным абсолютно голосом, без повышения тембра. На сложнейшем карельском участке «Ийоки» я читала с повышениями голоса (тем более, что тогда еще очень четко помнила свою ошибку в Чусовом, но уже успела и ощутить триумф в Пено — легком для читки, но очень быстром, как мне нравится). И вот тут, в Карелии — показали плохое время. И Саша сказал: «Ир, так дело не пойдет! Как ты читаешь — так я и еду! Ты дергаешься — и я все время думаю, что ты мне пытаешься сказать что-то важное и боишься не успеть!» Он едет именно на слух! В Ялте — мы так до сих пор не разобрались, почему мы там убрались за 4 км до финиша… Я думаю — там именно моя вина, все-таки… Там все на связках, расстояний нет, и я в какой-то момент сама переключила его внимание на следующую «четверку». А «онборда» не было — мы выключили звук, так что до сих пор не разобраться. А другой пример этому был —  вот его мы как раз по «онборд»-видео разбирали. В Херсоне перед связкой была серия подбросов, и дыхание немного сбилось, опасный поворот прозвучал слишком спокойно — вылет. Тогда он говорил: «Я просто обалдел, насколько я под стенограмму еду! Даже не пытаюсь тебя перепроверить или подумать! Знаешь, мне стало по-настоящему за нас гордо, мы стали настоящим раллийным экипажем, который так друг другу верит! Я не задумываюсь — ты говоришь, и я делаю!»

 

            А есть ли у тебя примеры в штурманстве?

 

                Снимаю шляпу и делаю низкий поклон Алексею Щукину! Именно он меня сформировал как штурмана. Да, я барышня способная, готовая учиться и воспринимать, и спрашивать. Но когда села с Желудовым — действительно не знала, какова стенограмма на полном приводе, на переднем — все совсем другое! Я буквально производила разрушение мозга Щукину, вытаскивала из него все кишки — приходила, спрашивала. Он очень многое подсказал, много где ткнул носом. Иногда достаточно жестко, за что я ему очень благодарна. Пойду, пообижаюсь, потом мозг включится — и сформировалось что-то. А еще нужно понимать, как пилот воспринимает информацию, как ему нужно сказать… Ведь даже Щукин не может точно сказать, как именно нужно Желудову читать. Он может дать моменты, которые необходимо знать, но адаптировать под конкретного пилота.

 

             Есть ли какие-то приметы, связанные с автоспортом. Может, какие-то женские слабости — ну, бантики, мягкие игрушки?

 

                Есть любимый подшлемник, ему уже лет шесть и от него я не намерена избавляться. Это даже не примета — просто он мне очень удобен, и мне плевать, что у меня черно-белый комбинезон и красный подшлемник. Он со мной с самого начала — и просто приятно, когда я его надеваю и вспоминаю, как я пришла в спорт… Новый магазин спортивных товаров гири и гантели в Санкт-Петербурге с доставкой. Еще по жизни цифра 6 как-то преследует всегда, и если какая-нибудь шестерочка выпадает — мне приятно. А каких-то примет нет. Даже если едем, и кошка дорогу перешла — Саша мне об этом говорит, а я ему: котики — это мои друзья, не переживай, все хорошо будет!

 

          090429-ik-200v-sess.jpg  Отойдем от спорта. Что еще, помимо него, тебя увлекает в жизни?

 

                Есть две вещи… Я бесконечно, до умопомрачения люблю животных! Мы поехали всей командой в Таиланд, посетили там тигриный зоопарк — я стою, смотрю на тигров, и чуть не плачу от умиления! Абсолютно любые животные вызывают у меня какие-то безумные ощущения.. А второе — мне в жизни дает возможность почувствовать себя человеком — это помогать.. Я альтруист по жизни… Помогать тем, кто нуждается в помощи. Я раньше не осознавала этого, была эгоисткой. А потом, в какой-то момент ко мне это пришло. И я окунулась в это, и сейчас занимаюсь этим, но об этом подробнее не говорят. Просто для людей, которые не могут что-то для себя сделать… Это дает мне возможность во всей канители вокруг меня — не забывать о своей душе, о том, что я человек.

 

                А те собаки, с которыми была сделана уже ставшая знаменитой фотосессия — они твои?

 

090429-ik-120vvr-4-nagr.jpg             Нет! Мне многие на награждении в конце сезона, в Москве — уже сказали, что не хватало двух доберманов. На что я им, как женщина ответила, что доберманы — это к белому платью. А к черному — белые собаки должны подойти, но с болонками я прийти не рискнула.

 

            Ну что ж сразу с болонками-то! А если бы с русскими борзыми?

               

            О! Да, красивые собаки! Ну а если серьезно — не моя была идея этой съемки, это идея моей подруги-стилиста, и фотографа она приглашала, и собак этих разыскала.

 

           090429-ik-150v-3l.jpgА какой вообще твой любимый цвет?

 

                Белый! Мне кажется что он достаточно чистый… А я очень ценю в людях какую-то превозданность, очень тяжело принимаю зашоренность, предвзятость, вроде «сейчас такого требует момент — и я буду таким сейчас, а завтра потребуется другое — и я буду другим, а дома — третьим». Мне очень важна человеческая искренность, эмоциональность — то что идет изнутри, от души человека. Потому что все остальное — это мишура, которая меня особенно не интересует. Я тоже могу, в принципе, сыграть все что угодно… А вот искреннее и честное, чистое… Пусть даже это будет какое-то самое дурацкое проявление человека, но если оно идет от души и не закрыто головой — я это ценю. И белый цвет для меня — это цвет искренности.

 

            В обычной жизни на чем больше всего любишь ездить?

 

          BMW M3! Я просто тащусь от заднего привода, от своей БМВ. Она у меня кабриолет, и пусть многие говорят, что она там плохо управляется из-за этого — все это ерунда! На самом деле отличный автомобиль. Мне интересно, как она ездит, но ведь я женщина, и при этом получаю еще и огромное эстетическое ощущение от этого автомобиля. Я люблю иногда просто подойти и на нее посмотреть, сесть где-то попить кофе, поставив ее за окном — и просто ей любоваться!

 

                Такой комок противоречий… С одной стороны — жесткая максималистка, с другой — альтруистка. Как это все уживается вместе? Это как-то по очереди «включается», по мере необходимости? Или наоборот — это постоянный компромисс между чертами?

 

                Инструкция очень простая — я просто не пытаюсь делать в жизни тех вещей, которых я не хочу делать по той или иной причине. Я живу по принципу «хочу — не хочу». Я научила себя не ждать от людей ответных реакций — если я что-то хочу сделать хорошее, я прихожу и делаю. И не разрушаю себя потом тем, что он мне не сказал спасибо. Не сказал и не сказал — в конце концов, я ведь сделала так, потому что сама хотела это сделать. Делаю — и все… У меня какая эмоция идет в определенный момент — той я и пользуюсь. Я не сдерживаю себя, возможно — я просто уже доросла до того момента, когда не боюсь быть смешной или казаться смешной. Меня мало интересует, что обо мне подумают или скажут. Мне иногда бывает обидно от того, что я пытаюсь сделать что-то хорошее, а люди — может в силу своей испорченности или непонимания — приписывают вот этим моим действиям какой-то тайный подтекст, о котором я даже и не подозревала. Когда твое действие буквально переворачивают, а я-то думала совсем о другом, я хотела чего-то хорошего… Поэтому идет эмоция. И я научилась с этим жить, хотя это достаточно сложно… Идет эмоция — я ее открываю… да вот она я такая! Иногда бываю нелепой, иногда смешной со всеми этими своими проявлениями. Мне так комфортно — жить в состоянии, когда я сам себя не зажимаю. Когда мне нужно проявить жесткость — я ее проявлю, а в какой-то мне хочется подойти к человеку, который пусть меня даже обидел, и обнять его, сказав просто «ты был не прав, потому что я такая, такая и вот такая…» — я сделаю так. У меня нет четко выработанного механизма, что здесь я такая, а здесь вот иная — как поперло, так и поперло…

 

 

090429-ik-500.jpg

 

 

Досье:

090429-ik-200h-mikr.jpgРодилась 23.04.1979 в Одессе

Закончила школу с золотой медалью

Красный диплом юридической академии

Замужем

Бизнесмен, семейный бизнес

В спорт пришла в 2003 году в Чемпионате Украины.

Выступала на Subaru Impreza GT, Opel Cadett, ВАЗ-2108, ВАЗ-21124

Чемпионка Украины в классе А3 2007 г.

Чемпионка России в Абсолютном зачете 2008

Любимый «гражданский» автомобиль — BMW M3

Любимый цвет — белый