Мы до хрипоты спорили полгода — можем ли снимать гонки лучше чем он? Если дать нам хорошую аппаратуру, если что-то еще… Но в одном сходились все — этот человек без сомнения талантлив. А еще он оказался на редкость приятным в общении парнем. Чтобы нормально поболтать с ним, живущим в сотне километров от Праги, мы выбрали весьма «близкое» место: один из самых престижных в мире автоспорта ресторанов — столовую дакаровского бивуака… Итак, знакомьтесь — «великий и ужасный» Петр ЛУСК! Петр, тебя смело можно назвать «человеком года-2009» в… российском раллийном фото. Столько споров и сравнений твоих работ с тем, что делали наши ребята — давненько не было! «Взбодрились» все — от любителей и до тех, кого смело можно считать раллийными «профи»! Любопытно… Только вот один нюанс есть — меня самого-то нельзя считать «раллийным фото-профессионалом»! ??!?!! Да-да, для меня фотография — это хобби. А профессия, вернее — бизнес, у меня совсем другой. У меня — собственная транспортная фирма, большие грузовики, которые ездят и по Чехии, и по большей части Европы — от Барселоны до Лондона. А фотографировать я начал в 2003 году. Меня очень интересовали ралли. Я смотрел в журналах потрясающе красивые фотографии МакКляйна, Хардвика, Волинского… И мне тоже захотелось заняться съемками, пусть и на любительском уровне. Раньше я тоже частенько бывал на ралли зрителем, естественно — что-то там щелкал какой-то «мыльницей». А именно в 2003 году купил первый фотоаппарат профессионального уровня. И началось! Ездил на гонки, и снимал, снимал… И дофотографировался до того, что в 2005 году в Skoda Motorsport увидели мои кадры и обратились ко мне — не мог бы я сделать несколько фото для них. Естественно, я согласился! С того года я и фотографирую для SkodaMotorsport, мои фотографии публикуются во многих чешских журналах. И для меня это большая честь — съемки для такой команды. Ну и, естественно — это здорово помогло стать известнее. Но «чистым профессионалом» я при этом все равно так и не стал. Учился ли ты где-то собственно искусству фотографии? Или такое чувство кадра, как говорится — от природы? Я нигде не учился этому. Просто подход у меня такой, что когда я попадаю на спецучасток — я всегда проезжаю его полностью, смотрю, выбираю места и виды. Именно выбор точки, вида, на мой взгляд — основа того, чтобы сделать красивую съемку. Но на том же «Шелковом Пути», откуда ты опубликовал немало классных кадров — такой возможности ознакомления ведь не было? И уж тем более — здесь. Нет, конечно — это же рейд, марафон. Но там я выходил из положения, «играя на опережение». Я вставал в два, в три часа ночи — и уезжал по спецучастку. И все так же — искал места и планы. И, конечно, имея этот выбор — я оказывался в заведомо лучшем положении, чем те фотографы, которые не совались на саму трассу, ехали либо в район старта, либо в район финиша. Там действительно приходилось снимать «что получится», а не то, что ты действительно считаешь лучшим. Так что можно сказать — я прошел трассу так же, как и пилоты-участники. Самые первые твои работы, ставшие широко известными в России, пожалуй — это даже не «чисто гоночные» кадры, а несколько неожиданный взгляд на Выборг, на ту атмосферу, которая была вокруг ралли «Россия»… Как удается действительно находить такие неожиданные ракурсы? Если ты не учился специально, то кто твои авторитеты в фотографии? У кого учишься хотя бы косвенно? Для меня большим, пожалуй — главным авторитетом является МакКляйн. Причем сам, тот, старый, а не нынешнее крупное агентство с группой фотографов. Его фотографии с ралли «Сафари» — это великие работы! Очень красивый взгляд! А сегодня… я даже не знаю, не могу сказать, что изучаю чьи-то работы. Я скорее изучаю новые возможности техники, подбираю технику себе. И — просто фотографирую… Да, действительно, когда смотришь технические данные по твоим снимкам — то видно, что техника у тебя более чем серьезная. За какую из двух извечно противоборствующих позиций ты отдал бы голос: все таки аппаратура определяет класс фотографии, или хороший фотограф и посредственной техникой снимет шедевр? Я скажу так — плохому фотографу хорошая техника не поможет. Что же лично до меня — то я считаю, что в моих работах заслуга техники — процентов этак на 40. На мой взгляд, залог хорошей фотографии это в первую очередь — хорошие объективы! Собственно «коробки» у меня — все Canon: 1D MkIII, 1Ds. Да, это хорошие аппараты, но просто таких «коробок» не достаточно. Ты работаешь в одиночку или с ассистентами? В одиночку. Хотя в нашей медиа-машине я, конечно, не один. Где сейчас можно видеть твои фотографии? Ты выставляешься где-то? Я «выставляюсь» в первую очередь на своем сайте — www.petrlusk.com и на www.ewrc.cz… Ну, эти-то сайты, мы слава богу — знаем… Ну а если публикации, в основном — это Интернет, то много ли приходится обрабатывать кадры, что называется — «фотошопить»? Да, я работаю с Фотошопом, но и в нем я, кстати — тоже самоучка. Для начала я фотографирую в формате RAW, так что приходится конвертировать. А потом — немного кадрирую, «кроплю» кадры, немного работаю со светами, с контрастностью — вот собственно и все. Можно сказать, что основную «правку» я закладываю все-таки именно в момент съемки. Несколько философский вопрос: у тебя есть и свое дело, и в то же время ты фотограф-любитель. Есть ли для тебя какие-то конкретные цели именно в фотографии, желание добиться какой-то конкретной цели? Это когда я на работе — вот там я решаю проблемы, достигаю целей и ставлю задачи. А фотография — она просто разгружает мое сознание. Это мой отдых, мое удовольствие, так что о каких тут целях можно говорить. Сам процесс — и есть цель. А когда время-то остается на бизнес? Что, все так хорошо поставлено, что не нужно им управлять? Ведь ты же все время в разъездах! Да, разъездов более чем достаточно. Я работаю тут на Дакаре, это хорошее и большое дружеское мероприятие, очень сложное, но для меня, и, наверное, не только для меня — главное. Я также работаю в серии IRC для Skoda Motorsport и немного на WRC. Как только окончится Дакар — я еду на Монте-Карло, потом — на ралли Бразилия в Куритибе, на следующей неделе после него — в Аргентину… Плюс при этом у меня вообще-то жена и две дочери. Так что со временем проблемы действительно есть, и серьезные — я ведь и вправду летаю три четверти года. Но на фирме у меня есть управляющий, а я просто владелец и могу позволить себе заниматься фотографией. Расскажи чуть подробнее о той технике, которой ты работаешь? И есть ли что-то такое из оборудования, что ты мечтал бы приобрести, но пока не владеешь? Как я и сказал — у меня все Canon. Сами камеры — EOS 5D, EOS 1D MkIII и EOS 1Ds MkIII. Из объективов — 16–35, 24–70, 70–200 и с постоянным фокусным — 300/2. Причем тот, который 16-35 — я выбрал, только перебрав пять штук, только пятый меня полностью устроил по рисунку. Также я еще снимаю MotoGP — там у меня 600-миллиметровый объектив в ход идет. Для ралли он уж больно тяжелый. И, конечно — очень уж он дорогой. Хотел вот сюда, на Дакар, взять на пробу D1 MkIV, пытался договориться с представительством Canon в Чехии, и они принципиально были согласны дать предсерийную камеру. Но ждал-ждал — и не дождался, в Чехии этот аппарат появился только 4 января, когда я был уже здесь. Так что еще предстоит его опробовать. А вот добавить… Вроде как и ничего — все хорошо, все уже и так собрано. Разве что… вертолет, наверное! P. S. Вот уж воистину — «служба» во имя красивого кадра — «и опасна и трудна»! В заключительный день я зашел в расположение команды, с которой ехал Петр — попрощаться. Он был, как обычно весел и приветлив, но чем-то озабочен… «А вот посмотри сам — сегодня записали «крышу» на свой счет!». Желтый пикап действительно нес на себе следы опрокидывания. Самое интересное, что оказывается — ехали мы с ним в одно и то же место. Только он по маршруту марафона, а мы — с бокового подъезда, напрямую. Естественно — Петру и его друзьям было намного тяжелее… И на той точке съемке его не было. «В общем-то, мягко упали, но двери вот не закрываются! Надеюсь — механики смогут поправить…». Мне нужно было уже уходить, и я искренне пожелал, чтобы действительно — успели! И чтобы утром он отправился дальше по трассе. Потому что видеть его новые работы всегда так здорово! До встречи, Петр! И новых тебе кадров — они у тебя действительно классные! Хоть и «любительские», как выясняется… :)) |