Главная |
Документы |
Этапы |
Команды |
Положение |
Зрителям |
Наши тесты |
Фотогалерея |
Видео |
Форум |
Архив |
Купить и продать |
Некоторые материалы, которые могли быть опубликованы ранее - мы вынуждены были задержать по объективным причинам. К примеру, после бахи «Северный лес», эксклюзивное интервью с организатором этапа WRC - Rally Ireland, Ронаном МОРГАНОМ должно было, в первую очередь, появиться в журнале «Автомобили», и вышло в майском номере. Теперь мы имеем право опубликовать его, причем в отличающемся от журнального варианте - акцент в этой части разговора был поставлен не на рейды, а именно на ралли и подгототовку «мирового» этапа, в частности.
Мы познакомились в 2001 году на «Акрополисе», в последний день гонки вдвоем «отбились от стаи» желавших уже отправиться по туристическим местам гостей, и - уехали на доп, смотреть за тем, как гонка мчалась к финишу. Тогда говорили о многом... Тогда еще ездил я - и учился у этого мастера в том разговоре, и за несколько часов, не побоюсь сказать - научился многому. Тогда еще ездил он... пройдет лишь полгода, и его активная штурманская карьера закончится в охваченном огнем Ford Focus WRC... Теперь - мы встретились снова, уже под Питером, когда Ронан приехал на баху «Санкт-Петербург - Северный Лес» в качестве наблюдателя FIA. И он узнал меня, и вспомнил ту нашу встречу. Сказать, что было приятно - не сказать ничего!
Беседовал: Антон Борисенко,
Фото: пресс-службы бахи "Северный Лес"
и из архива Р.Моргана
27 лет раллийного штурманства. 10 титулов чемпиона Ближнего Востока. Работа в Комиссии FIA по ралли-рейдам. Организация «своего» этапа WRC в Ирландии. Все это - один из самых опытных специалистов мировых ралли и ралли-рейдов, Ронан Морган.
Какие основные вехи вашей многолетней карьеры запомнились лучше всего?
Если говорить о каких-то «историях» - для них не хватит никакого интервью. Конечно, запомнился и первый старт в качестве штурмана - мне было всего 16 лет. В 1981 году впервые выступил на этапе чемпионата мира, в Финляндии. Это было фантастически! Тем более, что тогда мы с Расселом Бруксом финишировали шестыми в «абсолюте». А через три года пришла и первая международная победа - на «домашней» гонке, в Ирландии. В 1985 году я начал профессионально работать на команду Rothmans. Программой «Ротманс» занимался Дейвид Ричардс, владелец Prodrive. Именно он в 1986 году предложил мне выступать на Ближнем Востоке, где у команды были интересы. В итоге с Ближним Востоком у меня оказалось связано более 15 лет. А в 1989 году я впервые участвовал в организации ралли-рейда - UAE Desert Challenge, который в 1991 году стал этапом Кубка мира.
Десять раз становиться чемпионом одной и той же серии - не снижает ли это мотивации?
Нет, каждое ралли приносит новые яркие впечатления. Побеждать в одной серии 10 раз просто значит, что ничего больше не надо никому доказывать. Это работа, которую качественно делаешь много лет, но ни в коем случае не «скука». Что говорить, даже мой «уход на пенсию» оказался весьма «нескучным». На финише ралли «Ливан-2001» организаторы уже даже приготовили мне прощальный банкет, но... мы до него просто не доехали. Машина загорелась на трассе и взорвалась, у меня серьезно обгорело лицо и руки. Когда все произошло именно так - я понял, что в спортивный автомобиль мне вернуться уже не судьба. Но амбиции побеждать - никуда не делись! Да, я не выступаю, но я стараюсь делать наилучшим образом, то, что делаю сейчас - организовываю соревнования, занимаюсь промоутерством. Я получаю огромное удовольствие именно от того, что работаю в этой области. У штурмана накапливается очень большое количество опыта и знаний, которые можно использовать при организации соревнований. Ведь чтобы стать хорошим штурманом - необходимо особым образом обустроить мышление, подход к делу. И применить это обустройство для работы по организации соревнований - гораздо проще, чем для того, кто никогда не был «внутри» раллийного процесса.
Что главное в подготовке штурмана? Знать особенности этапов? Знать правила? Уметь находить общий психологический язык с пилотом?
Очень важно иметь отношения с пилотом, доверять ему и быть таким, чтобы он доверял тебе. Но нет никакой волшебной формулы, как сочетаться с пилотом. Как и в обычной жизни - это вопрос отношений, нам всем приходится в той или иной степени уживаться друг с другом. Нужно знать друг друга, понимать, знать, где границы возможностей - как его, так и своих. И вот как раз объединение двух талантов, объединение двух серьезных подходов к делу - и является залогом успеха. Если установить хорошие отношения удалось - гораздо легче совместно достигать куда более высоких результатов.
Иногда говорят, что рейды - соревнования для вышедших на пенсию классических раллистов. Согласны ли вы с этим мнением?
Ни в коем случае! Рейды давно живут своей собственной жизнью. Все начинается с Дакара, из него выросло немало соревнований, и сейчас их очень много. Это полностью отдельное направление, со своими особенностями и персоналиями.
Вы - и член Комиссии FIA по ралли-рейдам, и организатор Rally Ireland, этапа WRC. Как сочетаются по времени эти два непростых занятия?
Моя основная работа - промоутер ралли «Ирландия», что называется, именно этим я занимаюсь «с восьми до шести в офисе». А работа в комиссии ФИА - это то, чем я занимаюсь на общественных началах, в свободное время.
Можете ли вы что-то рассказать о «национальных особенностях» соревнований в разных регионах?
Основы организации и проведения ралли - они везде одинаковы, все проводится по требованиям ФИА. И это достаточно просто - переезжать из страны в страну, и понимать, что в основе соревнований лежат одинаковые, общие международные стандарты. А различия - они уже из области личного восприятия. Разные грунты, дороги, условия... В этом и есть самый главный интерес: две недели назад мы были в Африке, там было жарко, и вот мы у вас, а тут - снег... Везде что-то новое.
В чем самые сильные стороны российского соревнования (речь о «Северном Лесе»), и над чем в первую очередь надо работать?
Официальный отчет я не имею права оглашать до представления FIA. Но, по человечески, главный плюс - огромный энтузиазм в области спорта, который здесь есть! Организаторы и спортсмены хотят, чтобы это соревнование проходило, и проходило как можно лучше. Организаторы хотят учиться, делать свою работу качественнее.
Отвлечемся от рейдов. Россия стремится вывести и одно из своих классических ралли на уровень Чемпионата мира. Есть ли какие-то особые советы у вас, кому уже удалось пройти этот путь?
Если в календаре чемпионата мира появится российский этап - это будет очень хорошо для всего мирового раллийного процесса! Россия - огромный рынок для автомобильных производителей, и у вас очень большое наследие в области ралли. Большое значение имеют навыки по организации соревнований на национальном уровне. Этот опыт - номер один по важности. В Ирландии у нас проводится примерно сто ралли в год, в каждом - по полторы сотни машин на старте, постоянно есть «листы ожидания» из желающих стартовать. Второе - нужно иметь хорошую команду организаторов. И третье - нужно обеспечить финансирование и поддержку этого проекта на всех возможных уровнях.
«Мировой» этап - это и важное спортивное событие, и большой бизнес. Сколько людей вовлечено в процесс у вас, в Ирландии? Какие вокруг всего этого крутятся деньги?
Мы проводили исследования экономического эффекта по итогам «Ирландии-2007», и они показали, что это ралли привлекло в экономику страны 48 миллионов Евро. А инвестировать в проект изначально пришлось около 3.5 миллионов. Вложения огромны, но вы видите - насколько они эффективны! На гонке было 250.000 зрителей, а работало около 3000 сотрудников оргкомитета, стюардов, маршалов дистанции. remont-kvartirspb.com
Появление в стране «своего» этапа WRC - серьезно помогло многим спортсменам. Сравнить себя, прикинуть уровень мировой борьбы, вдохновиться на то, чтобы расти, подтягиваться к этому уровню. Ведь, несмотря на высокий уровень развития ралли, у нас почти нет гонщиков мирового класса. И у вас, в России - появление этапа WRC должно сыграть очень важную, полезную роль для организаторов и спортсменов. Должна появиться дополнительная мотивация. И, кстати, возможно, кто-то поймет, что эти мировые высоты - они не являются недостижимыми. А молодые пилоты, которые смогут навязать борьбу тем, кто приедет сюда из-за рубежа - могут получить полезную «засветку».
Есть ли субъективные помехи для выхода российских соревнований на мировой уровень? Может быть, России до сих пор побаиваются за рубежом?
Нет, я думаю, что западные люди уже полностью изменили свое мнение о России. Это очень важный для мирового бизнеса рынок в принципе, активно растущий, сейчас у вас сильная экономика. Кстати, это важно и в поиске партнеров и спонсоров для соревнований. Думаю, большинству нравится идея вхождения России в мировой чемпионат. Если вы сможете провести соревнование на должном уровне, по мировым стандартам, которые и вправду очень высоки - это будет только приветствоваться, и приветствоваться очень тепло. На руку и вводимая FIA схема «ротации» этапов. «Новички» имели не много шансов попасть в календарь WRC в последние годы, когда было 15-16 неизменных этапов чемпионата. Теперь это число вырастает до 24 этапов, по 12 в год. И это дает хороший шанс таким гонкам, как наше Rally Ireland или ваше «Ралли Россия».